Четверг, 18.04.2024, 08:40
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | | Регистрация | Вход
НОК
ТОЧКА РОСТА
МЕНЮ
Категории раздела
Комплекс ГТО [0]
Конкурсы для педагогов [13]
Новости со школьного двора [127]
Спортивные новости [13]
Конкурсы для школьников [70]
Мероприятия для школьников и родителей [65]
ВНИМАНИЕ!!! [164]
ЕГЭ и ГИА [59]
ОГИБДД МО МВД России «Алапаевский» [11]
Всероссийские проверочные работы ВПР [1]
Летняя оздоровительная кампания [41]
Приём заявлений в 1 класс [7]
Новости министерства [32]
Итоги недели [6]
Новости центра ЕНиТН "Точка роста" [3]
Вход на сайт
Календарь
«  Март 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031
Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
Задать вопрос
Задать вопрос начальнику управления образования:
E-mail отправителя *:
Тема письма:
Текст сообщения *:

Поиск
МОУ "Костинская СОШ"
Главная » 2018 » Март » 9 » Готовимся к итоговому собеседованию по русскому языку в 9 классе
19:37
Готовимся к итоговому собеседованию по русскому языку в 9 классе

Готовимся к итоговому собеседованию

по русскому языку в 9 классе

 

Советы учителям, ученикам и родителям

Как известно, в устном собеседовании четыре задания:

  • Выразительное чтение прозаического текста.
  • Пересказ с включением цитаты.
  • Создание монолога по заданной теме.
  • Участие в диалоге.

 

Что-то новое нас часто пугает. У многих коллег такая же реакция и на новую форму экзамена в виде устного собеседования. Кого-то пугает время на подготовку – от 1 до 2 минут, кому-то кажутся достаточно расплывчатыми критерии оценивания и сами формулировки заданий.

Давайте разбираться. Почему ученикам трудно рассуждать, вести диалог и читать вслух? Традиционно вся работа на уроках русского языка и литературы строится вокруг четырех видов деятельности, связанных с коммуникацией и работой с информацией: это слушание и говорение, чтение и письмо. Слушание и говорение мы начинаем развивать еще до школы – в детском саду, затем переходим к чтению и письму. И думаю, что не ошибусь, эта деятельность – чтение и письмо – становится преобладающей вплоть до старшей школы. Много читаем, отвечаем письменно на вопросы, пишем сочинения, эссе, рассуждаем…

В формате письменной речи проще выполнить опрос всего класса, проверить и оценить всех. Наверно, в этом и кроется боязнь учителей и учащихся работать в формате устной коммуникации, потому что этот навык начинает уходить на второй план. Лишь немногие учащиеся готовы рассуждать, вступать в диалог, развивать навыки выразительного чтения…

Не последнюю роль играет и чувство страха, которое может возникать у ученика при устной работе на уроке: построение монолога перед аудиторией в классе требует определенных усилий, в том числе и психологических. Учим говорить на актуальные темы и аргументировать Тематика монологических высказываний, предлагаемых на итоговом собеседовании, разнообразна. Это все то, что близко и понятно современному школьнику: ценность семьи, друзей; рассуждение на социальные вопросы, технический прогресс и его последствия, ценность книги, проблемы современной культуры, моды и тому подобное. Важно, чтобы ученик мог продемонстрировать умение не только создавать монолог и участвовать в диалоге, но и отстаивать свою точку зрения, аргументированно размышлять. Важно: эмоциональная реакция экзаменатора! Не менее значима роль собеседника – экзаменатора. У него две задачи: регулировать время учащегося при подготовке и во время ответа. Вторая, на наш взгляд, более значимая: помочь учащемуся раскрыться при собеседовании, поддержать его, снизить чувство страха и неуверенности. Это требование в системе оценивания со стороны экзаменатора прописано как «эмоциональная реакция на действия ученика». Другими словами, экзаменатор должен обладать определенными навыками эмоционального интеллекта: уметь видеть эмоции ученика, контролировать свои эмоции, поддерживать рабочий продуктивный настрой, помочь выразиться юному собеседнику. В определенной степени, для экзаменатора это тоже определенный этап, направленный на умение продуктивно выстраивать беседу. С чего же начать, чтобы ученик чувствовал себя комфортно, уверенно и мог продемонстрировать необходимые умения как на обычном уроке, так и в формате устного собеседования экзаменатору?


 Советы учителю

 

Вызывайте детей к доске. По традиции старой советской школы, старайтесь вызывать ученика к доске и дать ему возможность развернуть свой ответ до небольшого монолога. Что в этом случае работает? Ребенок вырабатывает уверенность при работе с аудиторией, получает определенный опыт такой работы, речевая деятельность оценивается учителем и учениками (и не стоит этого бояться!). Именно через четкую и адекватную оценку он понимает, как развиваться дальше. В этом случае учитель должен делать корректные замечания по работе с голосом, темпом, умением держаться перед аудиторией. Все это работает на ученика. Учитель и ученики обязательно при оценке коммуникативной ситуации должны отмечать сильные стороны небольшого выступления – это обязательно, но указывать и на то, что можно улучшить. Чем конкретнее совет, тем адекватнее обратная реакция. Это будет точкой развития того или иного речевого навыка.

Проводите дискуссии. Полезно создавать модели работы учеников в паре или группе по отработке навыков диалоговой культуры. На первом этапе это может быть небольшая дискуссия в течение нескольких минут. Можно устраивать и целые уроки-дискуссии под руководством учителя с обязательной рефлексией: что получилось и что необходимо скорректировать в дальнейшей работе.

Анализируйте выступления. Для выработки навыков выразительного чтения в качестве образца можно брать видеоотрывки телевизионных новостей, анализ речевого поведения тех или иных радио- и телеведущих, использовать для самостоятельной работы материалы центральных газет и журналов. Можно записывать небольшие выступления учащихся и затем анализировать их как самостоятельно, так и в группе. Главное – снижать порог страха, корректно давать замечания, уметь на них адекватно реагировать и развивать навыки.

Подавайте хороший пример Учитель должен быть сам образцом речевого поведения, транслировать это на уроках. Кстати, это касается не только учителей русского языка. Навыками публичных выступлений, в том числе с точки зрения работы с интонацией, должны обладать все учителя – от историка до физика.


Советы ученикам

 

Хорошо изучите структуру заданий устного собеседования. Активно участвуйте в работе класса на уроке и во внеурочке. Давайте открытые полновесные ответы на вопросы. Не бойтесь высказывать собственное мнение. Периодически читайте современные газеты и журналы, просматривать теле- и радионовости, анализируйте поведение ведущих с точки зрения речи, интонации, темпа. Сформируйте привычку хотя бы раз в неделю брать на себя роль рассказчика. Например, расскажите дома членам своей семьи новый материал, который вы узнали на уроке.

Советы родителям

Самое главное: общайтесь со своими детьми, обсуждайте прочитанное, просмотренное, объясняйте, аргументировано доказывайте свою точку зрения, что станет и для ребенка образцом речевого поведения. Чаще задавайте вопросы: как ты провел свое учебный день? что тебя впечатлило, порадовало, огорчило, расстроило? в чем ты чувствуешь себя более уверенным? какие задачи на завтра ты определил? как с ними готов справиться? что ты видел? В этом случае любой разговор поможет развивать эмоциональную и речевую сферу ребенка, поможет ему быть более уверенным, интересным, ярким собеседником.

 

УСПЕХА!

06 февраля 2018

Заместитель директора по УР Манькова Е.Ю.

Категория: ЕГЭ и ГИА | Просмотров: 498 | Добавил: костино3 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Бесплатный хостинг uCoz Copyright MyCorp © 2024